Бизнес юного янки на земле протцов // Борис Иордан, строитель «дружеского капитализма»

Добавить новость Редактировать Удалить

© "Общая
газета", 26.02.98 

Борис Иордан, строитель "дружеского капитализма"

Ира Великанова, Анатолий
Костюков

Бизнес юного янки на земле протцов // Борис Иордан, строитель "дружеского капитализма"

Блок рекламы

В 1991 году Иван Силаев, глава первого кабинета министров независимой Рф, ездил в Париж агитировать французских буржуа делать бизнес в РСФСР. «У нас миллионерами стают за год!» — привлекал иноземцев Силаев. Застенчивые французы смутились: может, российский премьер стращает бизнес с грабежом? Почти все смущаются до настоящего времени. А вот обычный американский студент Борис Иордан не колебался ни минутки. Как в Российской Федерации запахло реформами, он бросил собственный Нью-Йоркский институт, взял пару белья, зубную щетку и полетел в Москву.

Стоял 1992 год. Иордану было двадцать шесть лет, и он просто общался на русском языке (в его родословной считался предок, который служил руководителем Министерства в кабинете министров Столыпина). Все остальные плюсы обнаружились в юном американце несколько позднее.

Сейчас Борис Иордан — один из денежных тузов Рф. Самый юный из «крупных бизнесменов». 2-ой после Потанина (а по авторитетности, быть может, и 1-ый) банкир в стане «юных реформаторов». Его вкладывательная организация «Ренессанс Капитал» управляет ценными бумагами на согни миллионов долларов. 4 с половиной млрд долларов достигнула в прошедшем году сумма сделок, осуществленных компанией.

Как делаются подобные биографии — самый риторический вопрос нашей эры. Начало фарта, время первых средств обычно является строго скрытой страничкой «личного дела» предпринимателя из России. Это запрещенная территория, куда не принято пускать даже друзей. Однако, на взор исследователя, конкретно на этой страничке и начертана формула фортуны.

Вложение ваучера

В первый раз имя Иордана мелькнуло в столичных газетах кое-где в 1996 году. Некоторый американец российского происхождения оказался обладателем 10-процентного пакета акций Новолипецкого металлургического комбината и заявил свои претензии на управление великаном темной металлургии. Попутно было установлено, что данный американец 3-мя годами
до этого скупил для банка «CS First Boston» 17 миллионов ваучеров -каждый восьмой чек из выпущенных Госкомимуществом.

Зарубежные компании и лица не имели права принимать участие в чековой приватизации, потому негоция Иордана вызвала подозрения. Хотелось выяснить детали. Но деталей не последовало.

Навряд ли 17 миллионов ваучеров можно было накупить у старушек в переходах метрополитена Москвы. Вероятно, работала система оптовой закупки, теневой ваучерный фонд. При этом это был на уникальность везучий фонд — не в пример всем другим ЧИФам он смог вложить «чубайсовы фантики» куда нужно и получить на данном, по оценкам профессионалов, 10-ки миллионов долларов профита.

Как это получилось — остается «тайной компании». Но некоторые ветераны приватизации припоминают, что в 1993 -1994 гг. встречали рослого улыбчивого американца в коридорах Госкомимущества. Иноземцев в данном ведомстве тогда было вероятно-невидимо, но недоучившийся студент не состоял в штатных консультантах ГКИ, подобно дипломированным профи из Гарварда, а помогал российским приватизаторам безвозмездно, на публичных началах. Заработную плату ему платил «First Boston», в консульстве которого Иордан служил и для которого приобретал (вероятно, через подставную организацию) ваучеры. Управление банка не воспрещало собственному работнику консультировать тех, кто «посиживал» на распространении и конвертации ваучеров в собственность. Кроме того, по окончании кампании «First Boston» выписал Иордану невообразимую по щедрости премию — 4 млн долларов. Справедливее назвать это не премией, а толикой.

Иная большая услуга, которая была оказана Иорданом признательному банку, — приобретение Балахнинского картонного комбината. «First Boston» в складчину с германской компанией сторговал это предприятие за 7,5 миллиона долларов — чуть не в два раза дешевле, чем стоила одна новая бумагоделательная машинка.

Доля Иордана в данном договоре неведома, но скоро у него уже сложился капитал, позволивш?? оставить «First Boston» и начать своё дело. В 1995 году Иордан зарегистрировал вкладывательную организацию «Ренессанс Капитал».

Мир полон друзей

Благожелательные соратники Бориса Иордана считают его денежным гением, мастером многоходовых композиций. Экспертам виднее, но не стоит байкотировать и то событие, что он (благодаря, быть может, русским генам и русскому языку) чрезвычайно стремительно сообразил специфику скороспелого российского капитализма. Иной американец, партнер Иордана по бизнесу Джорж Сорос назвал данный капитализм «криминальным». Анатолий Чубайс не так давно предложил больше мягкое определение: «дружеский капитализм». Это когда бизнес строится на дружественных отношениях меж государственным служащим и предпринимателем. В остальном Чубайс всецело согласен с Соросом: это нехороший, нечестный капитализм, с ним нужно кончать.

Борису Иордану в Российской Федерации посчастливилось на друзей. Не считая Чубайса, он близко сошелся с Альфредом Кохом и Максимом Бойко (бывшие председатели Госкомимущества), с Андреем Вавиловым (бывший 1-ый заместитель министра денег Россия) и Владимиром Потаниным (глава ОНЭКСИМбанка, который был 1-ый заместитель премьер-министра).

Балахнинский бумкомбинат Иордан приватизировал не без содействия собственной соотечественницы Гретчен Уилсон. Гретчен, которая представляла в Нижнем Новгороде Мировой банк, свела юного сотруднику с местным губернатором Борисом Немцовым и своим будущим супругом Борисом Бревно-вым (сейчас — руководитель РАО «ЕЭС Рф»).

Красоты «дружеского капитализма» Борис Иордан испытал неоднократно. Практически два года он боролся за право принимать участие в управлении Новолипецким мет-комбинатом. Его соперники, братья Темные, воспользовались дружбой первого заместителя премьер-министра
Олега Сосковца, и Иордану чертовски не везло. В июне 1996 года ему даже отказали в российской визе и занесли в перечень ненужных лиц. Однако когда товарищи Иордана завоевали победу над товарищами братьев Темных, полоса невезения кончилась. «Ренессанс Капитал» получил свои места в совете руководителей и сейчас в союзе с ОНЭКСИМбанком практически держит под контролем Новолипецкий комбинат.

За добро Иордан усердствовал платить хорошем. Владимиру Потанину, к примеру, он, задействуя свои схожие связи, посодействовал открыть филиал ОНЭКСИМбанка в Швейцарии — UNEKSIM (SWISS). Позже его швейцарские товарищи взялись проспонсировать издание ненаписанного труда Альфреда Коха «Приватизация в Российской Федерации», за который Кох поплатился карьерой. Конкретно Иордан «привел» средства Сороса, с помощью которых ОНЭКСИМ-банк выиграл грустно прославленный аукцион по «Связьинвесту». Он же устроил и стратегический союз потанинской нефтедобывающей организации «Сиданко» с «British Petroleum».

Иордан — господин, по-американски не застенчивый, потому интересующаяся публика имеет достаточно четкое понятие о его амбициях. Он прибыл на историческую родину очевидно не потом, чтоб «подзаработать на старость». Нет, его коммерческие планы имеют воистину геостратегический масштаб. Он хочет принимать участие в очередных торгах по акциям «Связьинвеста», чтоб контроль над системой российских телекоммуникаций попал в одних руках. Он не удовлетворен своим положением в металлургическом бизнесе и желанно поглядывает на дюралевые фабрики Сибири. Предмет особого интереса — нефть. Борис Иордан — один из основных участвующих длительный «битвы великанов» за обладание «Роснефтыо». Не много того, он позарился на монополию компании «Газпром», планируя забрать у него Ковыктинское газовое месторождение и следовательно азиатских (Китай, Япония, Корея) , покупателей «голубого горючего».

Назвать это личными бизнес-планами Иордана — большая натяжка. На подобные проекты средств у него пока нет, «Ренессанс Капитал» оперирует наружными вложениями, в главном западными. И когда Иордан гласит: «Мы намереваемся…» — это можно осознавать по-различному. К примеру, как «мы с Соросом», либо «мы с British Petroleum». И даже как «мы с Немцовым», «мы с Чубайсом», так как отношения Иордана с государственными служащими России настолько доверительны, что они завлекают его к разработке критерий приватизационных конкурсов, в которых он собирается принимать участие.
Это не означает, но, что роль Иордана в российском бизнесе чисто инструментальна. Факты говорят оборотное. В прошедшем году он присоединил к «Ренессанс Капиталу» дочерний ОНЭКСИМу банк МФК и возглавил новую группу «МФК-Ренессанс». Против этого выступили Центральный Банк РФ и Общегосударственная комиссия по рынку ценных бумаг, но это нисколечко не смутило Иордана, он не прекращает вести дела группы «МФК-Ренессанс» как будто ничего не произошло. Кроме того, в общественных выступлениях ближайшего времени он ведет себя как полпред ОНЭКСИМ-группы, однако формально не занимает в ней никаких командных постов. Наблюдатели начинают путаться: кто же в ОНЭКСИМе основной — Потанин либо уже Иордан?

Двойной агент

Американский паспорт предоставляет Борису Иордану популярные удобства. В Российской Федерации это — охранная грамота, гарантия неприкасаемости. В деловых кругах Запада — сертификат качества (американцу там доверятся быстрее, чем кому-нибудь из наших). Это обусловило фуррор Иордана в амплуа «двойного агента». В западных странах он — уполномоченный столичных реформаторов по привлечению зарубежных вложений, в Российской Федерации — продюсер и юрист заграничных финансистов. По логике вещей, схожая служба и оплачивается вдвойне, что делает положение «двойного агента» чрезвычайно завидным и возбуждает завышенный интерес к его персоне.

Прошлой осенью противники сделали вторую попытку перекрыть Иордану магистраль в Российскую Федерацию — Министерство иностранных дел Россия лишил его неоднократной въездной визы. Вмешался Борис Немцов, и визу американцу дали, правда, уже разовую, всего на три месяца. Позже несколько членов Государственной Думы подняли шум по причине слияния МФК и организации «Ренессанс Капитал». Депутаты направили внимание управления Центробанка РФ, кабинета министров и спецподразделений на то, что МФК обслуживает счета «Росвооружения» и ряда военных компаний, а означает, его персонал посвящен в военные секреты. Приемлимо ли, чтоб во главе денежной группы «МФК-Ренессанс» встал гражданин чужого страны?

Центральный Банк РФ и ФКЦБ признали это неосуществимым. А миграционная служба города Москва в декабре отменила свое прежнее доказательство на право работы Бориса Иордана в должности руководителя МФК.

Эти проблемы, на 1-ый взор, случились поэтому, что осенью критически ослабели позиции чиновных друзей американского экономиста. А как,их позиции опять укрепились, Иордану должно было бы полегчать. Но в январе месяце он получил чувствительный удар оттуда, откуда не ожидал: на «МФК-Ренессанс» решила «наехать» Госналогслужба Россия. Это умопомрачительная инициатива, если учитывать, что руководитель налоговой службы Александр Починок обычно считался в товарищах Иордана. По кулуарной инфы, американца решили наказать за нехорошее поведение на фондовом рынке: конкретно он будто бы 26 января свирепо уронил курс российских акций.[…]

 


  • Текст составлен по материалам сети Интернет. Нашими источниками являются крупнейшие интернет-издания и соцсервисы, в том числе которые размещают сведения как о событиях, так и информацию (в т.ч. компромат, скандалы) про политиков, госслужащих и бизнесменов, их биографии, информацию об их деятельности и деятельности подконтрольных им организаций. Подтверждение всем размещенным у нас материалам можно найти в сети.
  • Приглашаем к сотрудничеству по размещению новостей и рекламы всех заинтересованных лиц. Подробнее в разделах РЕКЛАМА и РАЗМЕЩЕНИЕ НОВОСТЕЙ.
  • Сведения основаны на открытых источниках и материалах из сети Интернет. Все упомянутые на сайте факты требуют дополнительной проверки и не могут быть восприняты как окончательные.
  • Добавить новость Редактировать Удалить