Заявление в полицию о фиктивных контрактах Шанинки написала и. о. гендиректора Фонда новых форм развития образования Юлия Пономарева
7 октября экс-замминистра просвещения Марину Ракову обвинили в крупном мошенничестве с деньгами, выделенными из бюджета на образование. Фигурантами дела стали Сергей Зуев, ректор Московской высшей школы социальных и экономических наук (Шанинка), экс-менеджеры Сбербанка Максим Инкин и Евгений Зак, а также сотрудница РАНХиГС Кристина Крючкова.
В деле фигурирует один потерпевший, стало известно Forbes, — это Фонд новых форм развития образования, подведомственный Министерству просвещения. Именно он заключал контракты с Шанинкой, которые и вызвали вопросы у следствия. Заявление в полицию написала исполняющая обязанности генерального директора фонда Юлия Пономарева. Об этом рассказал Forbes источник, знакомый с материалами дела.
Forbes направил запрос в Минпросвещения и фонд, ожидает ответа.
Экспертиза и заявление
Пономарева написала заявление в полицию еще 3 августа, рассказывает источник, знакомый с материалами дела. Оно было достаточно коротким, в нем не были названы конкретные люди, она просила провести проверку в отношении неустановленных лиц и контракты фонда с Шанинкой. Один из них касался разработки и апробации модели создания и работы профессиональных сообществ педагогов, а второй — сопровождения деятельности центров непрерывного повышения квалификации учителей. Оба контракта были частью проекта «Учитель будущего» — это часть нацпроекта «Образование».
Марина Ракова
Фото: КоммерсантЪ
Примерно за месяц до этого сотрудники московской полиции самостоятельно заказали у Российской академии образования (РАО) проверку этих контрактов. Что стало причиной такого интереса, выяснить не удалось. В конце июля РАО представило экспертизу двух контрактов, следователи представляли ее на заседаниях суда, на которых решался вопрос о мере пресечения всем четырем фигурантам дела. Экспертизу изучил Forbes.
Ее проводили три сотрудника РАО, закончили они в конце июля, то есть до того, как Пономарева написала заявление в полицию. Для отчета они должны были ответить на несколько вопросов. В частности, сообщить, какие работы, в каком объеме и на какую сумму сделала для фонда Шанинка, соответствуют ли результаты этих работ тому, что описано в техзадании к контрактам, и могут ли результаты работ применяться на практике. Отчет занимает 37 страниц, в заключении эксперты пишут, что результаты выполненных работ не соответствуют требованиям техзадания, а сами результаты не применимы на практике в момент сдачи заказчику (то есть фонду) и в целом не могут использоваться по целевому назначению.
Следователи показали Пономаревой результаты экспертизы, а она согласилась с ее выводами, рассказал Forbes источник, знакомый с материалами дела.
Forbes направил запрос в столичное управление МВД России, а также в пресс-службу Российской академии образования, ожидает ответа.
О том, что экспертиза двух контрактов лежит в основе дела, ранее писала «Медуза» (издание признано иноагентом). РАО возглавляет бывшая министр просвещения и бывшая начальница Раковой Ольга Васильева. Источник «Медузы», близкий к Минпросвещения, утверждал, что между Васильевой и Раковой во время работы в министерстве был острый конфликт, но не говорил, почему они поссорились.
Как развивалось дело
Спустя четыре дня после заявления Пономаревой, 7 августа, Главное следственное управление ГУ МВД по Москве возбудило дело о мошенничестве в особо крупном размере (ч. 4 ст. 159 УК РФ).
Юлия Пономарева
В конце сентября по этому делу Тверской суд арестовал и отправил в СИЗО первых подозреваемых — Максима Инкина (был врио главы фонда), Евгения Зака (он был в фонде его заместителем), а также Кристину Крючкову (она была исполнительным директором Шанинки). 7 октября суд арестовал Марину Ракову.
12 октября ректора Шанинки Сергея Зуева задержали по подозрению в хищении 21,3 млн рублей и доставили на допрос из больницы, где он проходил лечение в связи с хроническим заболеванием.
Тверской суд отправил его под домашний арест, несмотря на то что следствие просило арестовать подозреваемого. 19 октября прокуратура подала апелляцию на это решение и попросила суд заменить Зуеву домашний арест на содержание в СИЗО, сообщила пресс-служба Тверского суда Москвы.
19 октября Зуеву предъявили обвинение по ч. 4 ст. 159 УК РФ, сообщил Forbes его адвокат Сергей Севрук. Сергей Зуев вину не признает, во время предъявления обвинения 19 октября ему пришлось вызывать скорую помощь из-за высокого давления, но в больницу он ехать отказался и согласился ответить на вопросы следователя, сказал Forbes Севрук.
В чем обвиняют Зуева
Источник, знакомый с материалами дела, рассказал Forbes, что в обвинении Зуеву говорится, что Марина Ракова с октября 2018 года по март 2020 годы (тогда она была заместителем министра просвещения) вместе с Зуевым, Инкиным, Заком, Крючковой и другими «неустановленными» соучастниками задумали похитить бюджетные средства, которые выделялись на проект «Учитель будущего». В итоге в сентябре 2019 года они обеспечили заключение двух договоров между Шанинкой и Фондом новых форм развития образования.
Затем Зуев и Крючкова и «другие сотрудники» Шанинки, действуя по указанию Раковой, предоставили фонду результаты работ по двум контрактам, которые следствие называет фиктивными. А Инкин и Зак, опять же действуя по указанию Раковой, знали, что результаты работ не соответствуют техзаданию, но приняли их. После этого с ноября 2019 года по март 2020 года фонд перечислил Шанинке чуть более 21 млн рублей, которыми Ракова, Зуев, Инкин, Зак и Крючкова «распорядились по собственному усмотрению». В итоге фонд получил ущерб в особо крупном размере, а Зуев совершил преступление по статье 159 УК РФ, пришло к выводу следствие, говорит источник, знакомый с материалами дела.
Источник Forbes, знакомый с материалами дела, сказал, что в обвинительном заключении не фигурируют упоминания экспертизы РАО, также остается неясным, какие именно результаты работ проверяли сотрудники РАО, если обвинение в результате считает эти результаты фиктивными.
Яна Милюкова
- Текст составлен по материалам сети Интернет. Нашими источниками являются крупнейшие интернет-издания и соцсервисы, в том числе которые размещают сведения как о событиях, так и информацию (в т.ч. компромат, скандалы) про политиков, госслужащих и бизнесменов, их биографии, информацию об их деятельности и деятельности подконтрольных им организаций. Подтверждение всем размещенным у нас материалам можно найти в сети.
- Приглашаем к сотрудничеству по размещению новостей и рекламы всех заинтересованных лиц. Подробнее в разделах РЕКЛАМА и РАЗМЕЩЕНИЕ НОВОСТЕЙ.
Кто подставил Марину Ракову
Заявление в правоохранительные органы о фиктивных договорах Шанинки написала и. о. генерального директора Фонда новых форм развития образования Юлия Пономарева
7 октября бывший-заместитель министра просвещения Марину Ракову обвинили в большом мошенничестве с средствами, которые были выделены из казны на образование. Фигурантами дела стали Сергей Зуев, руководитель Московской высшей школы соц и финансовых наук (Шанинка), бывший-менеджеры Сберегательного банка Максим Инкин и Евгений Зак, также сотрудница РАНХиГС Кристина Крючкова.
В деле бытует один пострадавший, стало понятно Форбс, — это Фонд новых форм развития образования, подконтрольный Министерству просвещения. Конкретно он заключал договоры с Шанинкой, которые и вызвали вопросы у следствия. Заявление в правоохранительные органы написала исполняющая обязанности гендиректора фонда Юлия Пономарева. Про это сообщил Форбс источник, знакомый с материалами дела.
Форбс направил запрос в Минпросвещения и фонд, ждет ответа.
Экспертиза и заявление
Пономарева написала заявление в правоохранительные органы еще 3 августа, ведает источник, знакомый с материалами дела. Оно было довольно маленьким, в нем не были названы определенные люди, она просила провести проверку в отношении неустановленных лиц и договоры фонда с Шанинкой. Один из них касался разработки и апробации модели сотворения и работы проф сообществ преподавателей, а 2-ой — сопровождения работе центров непрерывного увеличения квалификации преподавателей. Оба договора были частью проекта «Преподаватель грядущего» — это часть национального проекта «Образование».
Марина Ракова
Фото: КоммерсантЪ
Приблизительно в месяц ранее работники московской милиции без помощи других заказали у Российской академии образования (РАО) проверку этих договоров. Что стало предпосылкой этого интереса, узнать не получилось. В июле месяце РАО представило экспертное исследование 2-ух договоров, сотрудники следственных органов представляли её на заседаниях суда, на которых решался вопрос о мере недопущения всем четырем участникам по делу. Экспертное исследование исследовал Форбс.
Её проводили три работника РАО, окончили они в июле месяце, другими словами перед тем, как Пономарева написала заявление в правоохранительные органы. Для отчета они должны были ответить на несколько вопросов. А именно, сказать, какие работы, в котором объеме и на какую сумму сделала для фонда Шанинка, соответствуют ли показатели этих работ тому, что указано в техзадании к договорам, и могут ли показатели работ применяться на практике. Отчет занимает 37 страничек, в заключении специалисты сообщают, что показатели выполненных работ не соответствуют требованиям техзадания, а сами показатели не применимы на практике во время сдачи заказчику (другими словами фонду) и в общем не могут употребляться по мотивированному назначению.
Сотрудники следственных органов проявили Пономаревой показатели экспертные исследования, а она согласилась с её выводами, сообщил Форбс источник, знакомый с материалами дела.
Форбс направил запрос в столичное управление МВД Рф, также в пресс-центр Российской академии образования, ждет ответа.
Про то, что экспертиза 2-ух договоров лежит в базе дела, до этого писала «Медуза» (издание признано иностранным агентом). РАО возглавляет бывшая глава министерства просвещения и экс-руководитель Раковой Ольга Васильева. Источник «Медузы», близкий к Минпросвещения, заявлял, что меж Васильевой и Раковой во время работы в министерстве был острый конфликт, но не говорил, почему они поругались.
Как развивалось дело
Через 4 суток после обращения Пономаревой, 7 августа, Основное процессуальное управление ГУ МВД по городу Москва возбудило дело об особо крупном мошенничестве (ч. 4 ст. 159 УК Россия).
Юлия Пономарева
В сентябре месяце по данному делу Тверской суд арестовал и выслал в СИЗО первых подозреваемых — Максима Инкина (был врио руководителя фонда), Евгения Зака (он был в фонде его замом), также Кристину Крючкову (она была исполнительным руководителем Шанинки). 7 октября суд арестовал Марину Ракову.
12 октября ректора Шанинки Сергея Зуева задержали по подозрению в хищении 21,3 миллионов рублей и доставили для дачи показаний из поликлиники, где он проходил исцеление в связи с приобретенным болезнью.
Тверской суд выслал его под домашний арест, невзирая на то что следствие просило арестовать подозреваемого. 19 октября прокуратура обжаловала на это решение и попросила суд поменять Зуеву домашний арест на содержание в СИЗО, сказала пресс-центр Тверского суда города Москва.
19 октября Зуеву предъявили обвинение по ч. 4 ст. 159 УК Россия, сказал Форбс его юрист Сергей Севрук. Сергей Зуев вину не признает, во время предъявления обвинения 19 октября ему пришлось вызывать скорую помощь из-за высочайшего давления, но в поликлинику он двигаться не согласился и согласился ответить на вопросы следователя, произнес Форбс Севрук.
В чем винят Зуева
Источник, знакомый с материалами дела, сообщил Форбс, что в обвинении Зуеву заявляется, что Марина Ракова с октября 2018 года по март 2020 годы (тогда она была замом руководителя Министерства просвещения) вместе с Зуевым, Инкиным, Заком, Крючковой и иными «неустановленными» соучастниками замыслили похитить экономные средства, которые выделялись на проект «Преподаватель грядущего». В конечном итоге в сентябре 2019 года они обеспечили заключение 2-ух договоров меж Шанинкой и Фондом новых форм развития образования.
Потом Зуев и Крючкова и «остальные работники» Шанинки, предпринимая действия по распоряжению Раковой, предоставили фонду показатели работ по двум договорам, которые следствие называет фиктивными. А Инкин и Зак, снова же действуя по распоряжению Раковой, были в курсе, что показатели работ не соответствуют техзаданию, но приняли их. После чего с ноября 2019 года по март 2020 года фонд перечислил Шанинке чуток свыше 21 миллионов рублей, которыми Ракова, Зуев, Инкин, Зак и Крючкова «распорядились по своему усмотрению». В конечном итоге фонд получил вред в особо большом размере, а Зуев сделал преступление по статье 159 УК Россия, сделало заключение следствие, гласит источник, знакомый с материалами дела.
Источник Форбс, знакомый с материалами дела, сообщил, что в обвинительном заключении не бытуют упоминания экспертные исследования РАО, также остается непонятным, какие конкретно показатели работ инспектировали работники РАО, если обвинение в итоге считает эти показатели фиктивными.
Яна Милюкова