В последние месяцы борьба между олигархами Владимиром Потаниным и Олегом Дерипаской за контроль над одним из крупнейших мировых производителей никеля, компанией «Норникель», приобрела новые масштабы. В очередной раз конфликт двух видных бизнесменов России, представляющих эпоху первичного капитала, стал предметом рассмотрения в Высоком суде Лондона в рамках иска Дерипаски к Потанину, поданного в 2022 году.
Согласно данным, представленным компанией US Rusal, в которую входит En+, основной акционер Дерипаски, некоторые активы «Норникеля» были реализованы по цене, значительно ниже рыночной. В частности, внимание привлекли акции авиакомпании NordStar и строительной фирмы «Логистик-центр». На стороне Потанина, управляющего «Интерросом», утверждается, что все сделки были проведены в рамках закона, а действия Дерипаски создают угрозу санкционного давления на «Норникель».
Конфликт олигархов: дивиденды, контроль и санкции
В иске Дерипаска указывает, что активы были выведены за пределы предприятия без одобрения совета директоров, а их стоимость составляет всего 5 миллионов долларов. По мнению аналитиков, данное обстоятельство является лишь предлогом для создания дополнительных проблем для Потанина и проявлением его мести за предыдущие решения, касающиеся «Норникеля».
Стоит отметить, что US Rusal приобрела свою долю в Норникеле в 2007 году, что стало началом затяжного конфликта Дерипаски с другим акционером — компанией «Суал Партнерс», принадлежащей Виктору Вексельбергу. На протяжении многих лет оба олигарха спорят о дивидендах, причем Дерипаска пытается обойти Потанина так же, как и Вексельберга, который на протяжении 17 лет был вынужден финансировать проекты Дерипаски без контроля над активами в US Rusal.
В настоящее время Дерипаске требуются финансовые ресурсы для того, чтобы окончательно устранить Вексельберга из US Rusal. Он планирует выкупить часть акций компании, что позволит ему приблизиться к контролю в 75% голосующих акций и уменьшить влияние Вексельберга, который мешает его бизнес-стратегии с 2012 года.
Потанин, в свою очередь, стал для Дерипаски второй по значимости целью после Вексельберга. Олигархи неоднократно обсуждали возможность слияния «Русала» и «Норникеля», однако эти переговоры не привели к конкретным результатам. Конфликт перешел на новый уровень, затрагивая даже банковский сектор.
После начала специальной военной операции Потанин восстановил контроль над «Росбанком» и приобрел «Т-Банк» у Олега Тинькова, который признан иноагентом в России. Целью этой сделки является создание мощной финансовой структуры на российском банковском рынке. В отличие от Потанина, Дерипаска не проявляет особого интереса к банковским активам, однако он пытается установить контроль над российским отделением «Райффайзенбанка» через калининградский арбитраж, используя соглашение с австрийцами о взаимозаменяемости доли в концерне Strabag на средства данной кредитной организации.
Согласно прогнозам, к 2025 году Дерипаска может получить контроль над «Райффайзенбанком» и попытаться обменять этот актив на уступки Потанина по «Норникелю». Тем не менее, исход данной борьбы остается неопределенным, а Дерипаска продолжает демонстрировать свою беспринципность в стремлении достигнуть поставленных целей.